МА ДОУ Кваркенский детский сад №1 "Колосок"
В нашем детском саду развитие и образование ребят осуществляется по направлениям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Меню сайта

Мини-чат

Главная » 2012 » Ноябрь » 12 » Развитие креативности старших дошкольников в процессе музыкальных занятий
22:44
Развитие креативности старших дошкольников в процессе музыкальных занятий
МБДОУ Кваркенский детский сад № 1 «Колосок»




Развитие креативности старших дошкольников в процессе музыкальных занятий

24.09.2012 г. – 30.09.2012 г.

Музыкальный руководитель:
Данашевская Ольга Владимировна

Моя педагогическая философия.
Многие знакомые, узнав, что я работаю музыкальным руководителем в детском саду, с завистью замечают: «Какая интересная у тебя работа!» «Не работа, а каждый день – праздник!»
Дошкольный возраст – это самый благодарный возраст, когда между ребенком и взрослым устанавливается теснейший контакт и взаимопонимание.
На музыкальном занятии необходимо создавать все необходимые условия для того, чтобы ребенок испытывал ощущение удовлетворенности и удовольствия от выполнения разнообразных видов музыкальной деятельности, самоутверждался, учился творчески мыслить.
Наш взрослый мир полон противоречий, условностей, которые мы, взрослые часто навязываем детям. И вследствие этого появляются безразличные ко всему девочки и мальчики. Им ничего не нужно, ничего не хочется, их позиция: «Оставьте меня в покое!» именно поэтому я стараюсь, чтобы мои воспитанники росли терпеливыми, чуткими, доброжелательными, способными сопереживать. Подтверждение этому я нахожу в мудрых словах В.А.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека». Свой долг, как педагога, я вижу в том, чтобы пробудить и сохранить у детей живой интерес к миру, который их окружает; направить их на дорогу, где их спутниками будут Милосердие, Мудрость и Красота; делать их жизнь, посредством приобщения к музыке, лучше и счастливее.

Актуальность проблемы.
Дошкольник всегда живет «здесь и сейчас», любую его деятельность направляет чувство удовольствия и любопытства по принципу «надо – не надо». В организме дошкольника все время срабатывает безошибочный тестер: есть удовольствие – нравится, или же нет удовольствия – мне это не нужно! Если ребенку «не нужно», а педагог при этом эксплуатирует его терпение «Повторим еще раз, пока не удастся лучше!»), то возникающее в этом случае у ребенка чувство неудовлетворенности незаметно, но методично формирует стойкую нелюбовь к музыке. В центре программ музыкального воспитания и деятельности педагога – музыканта должен быть ребёнок, а его интересы, желания и возможности должны стать целью этих программ и методик.
Что же на самом деле должны давать ребенку музыкальные занятия? Хочу обратиться в этой связи к открытиям ученых, а они констатируют, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память. Музыкальные занятия повышают успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, улучшают пространственно – временные представления, координацию движений. Кратковременное прослушивание музыкальных фрагментов перед решением различного рода задач активизирует аналитические отделы мозга. Нейропсихологи считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активизируется во время исполнения музыки, а значит, становится активным человек. Именно поэтому творческое обучение посредством музыки кажется мне сегодня такой же актуальной задачей, как и обучение музыке как таковой.
Подобное обучение – это образовательная необходимость! Оно может способствовать не только развитию музыкальных навыков, но и формированию здоровой психики ребенка, способности к сопереживанию, его эмоциональному развитию.
Обучение через творчество непосредственным образом способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования. Сегодня можно сказать о том, что музыкальное воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации личности.
Целью своих занятий я ставлю стремление раскрыть глубинные слои внутреннего «Я», создать условия для высвобождения первичной креативности, спонтанных импровизационных проявлений посредством музыки, ИЗО, движений. Первичная креативность, способность и готовность к творчеству важны не только для музицирования или занятий живописью, она необходима человеку для полноценной одухотворенной жизни. И именно ее развитию должны быть посвящены музыкальные занятия в детском саду. Обучение через творчество непосредственным образом способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и, развитие которой становится все более очевидной задачей образования.
Обучение творчеству, или, вернее, обучение через творчество может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или производству продуктов искусства, сколько для создания хорошего человека.
Известный психолог – гуманист К.Роджерс высказался по этому поводу очень определенно: «Мне кажется, что в каждом методическом пособии для учителей должна быть глава «Забота о выращивании крохотных творческих мыслей у детей». Есть большая разница, между теми, кто умный и теми, кто умен и умеет творить». Прикоснувшись к творчеству человек, оказывается способен воспринимать мир еще на одном языке, не с помощью слов и интеллекта, а на основе интуитивного познания.
Ценность способности к творчеству в современном мире оказалось настолько велика, что даже перспективность предприятий определяют не по количеству конечного продукта, а по уровню креативности его сотрудников.
Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен, подобных нашему времени, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, в мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливаться и меняться, пока нужное решение не будет найдено. И для достижения этой цели нет лучшего средства, чем уроки музыки, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни.
Сегодня можно сказать о том, что музыкальное воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности.

Как воспитать в ребенке креативность?
Креативность (от англ. create - создавать) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем и, входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Согласно А.Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Иначе креативность – это способность искать совершенно новые решения и смотреть на мир незасоренным свежим взглядом, фонтанировать идеями и придумывать новые концепции.
Каждый родитель мечтает об успешности ребенка, и можно предположить, что если мы будем развивать в каждом ребенке творческое начало, то тем самым поспособствуем его дальнейшей успешности в жизни.
Как же развивать в ребенке творческое начало?
 во-первых, потворствовать его фантазиям;
 во-вторых, творить вместе с малышом.
Известный австрийский композитор Карл Орф говорил:
«Кем бы ты ни стал в дальнейшем, ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, - задача педагога – воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление».

Я искренне верю, что для ребенка
не так важно знать, как чувствовать.
Если факты – семена, которые дадут
всходы Знания и Мудрости, то Впечатления
и Эмоции – та плодородная почва,
в которую должны упасть эти семена.
Рейчел Карсон.
Цель:
1. воспитание гармонически развитой личности;
2. постижение мира через музыкальные образы;
3. развитие музыкально – эстетических представлений и художественно – творческих способностей детей.

Для достижения указанных целей определены следующие задачи:
1. Развивать интерес к музыкальному искусству, знание которого является важным показателем духовной культуры человека;
2. Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки;
3. Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и в искусстве;
4. Расширять представления детей о возможностях музыки.

Развитие музыкального восприятия.
Восприятие музыки – универсальный вид деятельности. Без слушания музыки не возможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу, или начать работу над игрой – драматизацией, их нужно обязательно прослушать!
Для развития музыкального восприятия нужны знания общего плана (о самой музыке, композиторах, музыкальных инструментах, жанрах и т. д.). Дети слушают разную по характеру музыку (веселую, грустную и т. д.) я объясняю с помощью каких средств передается каждое настроение музыки, каково значение лада, мелодии, темпа, ритма, динамики и т. д., дети начинают понимать, по каким признакам можно сравнивать музыкальные произведения, какими терминами нужно пользоваться при этом.
Восприятие музыки – это сложное многоуровневое явление, которое представляет для дошкольников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства, что связано с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального и художественного образа, с другой – с возрастными особенностями ребенка дошкольника.
Музыкальный образ – абстрактный, динамичный, развернутый во времени – сложен для ребенка-дошкольника, с его преимущественно наглядно образным мышлением, малым по объему непроизвольным вниманием. В связи с этим, я на начальном этапе развития музыкального восприятия помогаю услышать и понять музыку, войти в мир ее сложных образов путем взаимодействия различных видов искусств и творческих заданий, когда ребенок, воспринимая музыкальное произведение, как бы «опирается» на более доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу. Визуальные образы – в силу своей наглядности, живое слово – поэзия, проза могут помочь ребенку в «дешифровке» музыкального художественного образа. Восприятие, переживание и сопоставление художественных образов и выразительных средств этих искусств может облегчить ребенку овладение сложным музыкальным языком.
Так, например, при ознакомлении с программным произведением
Д.Б.Кабалевского «Клоуны», а в дальнейшем при его тщательном разборе по средствам музыкальной выразительности, я давала задание изобразить свои впечатления (зрительные и образные) в рисунке. Из этого было видно и понятно, кто как видит, чувствует и понимает музыкальный образ.





Рисунок 1

Условия, обеспечивающие эффективность занятий.
Я использую на занятиях по слушанию музыки специально подобранные произведения художественной литературы и изобразительного искусства, которые способствуют развитию у детей не только музыкального восприятия, но и художественной, и общей культуры.
Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность занятий я считаю:
 подбор специального музыкального репертуара и проведение линий его анализа;
 организация интегрированных занятий, включающих в себя различные виды детей:
- слушание музыки, стихотворений и художественной прозы;
- просмотр слайдов;
- музыкальное движение;
- рисование;
- творческие задания.

Творчество является тем мостиком, через который проходят эмоционально – эстетические реакции от восприятия к воспроизведению и закрепляются как личностные новообразования.

Направления работы.
Одной из форм детского творчества – отклик ребенка на музыку является детский рисунок. Занятия, на которых слушание музыки сочеталось с рисованием, я строила следующим образом: детям предлагалось музыкальное произведение или его фрагмент, которое они слушали и анализировали на предыдущих занятиях. Музыку вспоминали, делились впечатлениями, а затем «рисовали ее». Иногда дети воплощали в рисунках музыку, с которой они впервые познакомились на этом же занятии, но в таком случае рисованию предшествовали беседа о музыке и ее анализ. Музыка звучала в процессе рисования как необходимая «эмоциональная подпитка». Здесь она ни в коем случае не являлась просто фоном, она постоянно напоминала о себе, продолжала волновать, вызывала ассоциации. Дети изображали в своих рисунках, не только построение музыки, ее общий эмоциональный колорит, но и особенности мелодики, ритма, тембра, процесс развития музыкального образа.
Л.С.Выготский считал, что ребенок обращается к рисованию не случайно, а потому что именно рисование предоставляет ему возможность легко выразить то, что им владеет. Исследователи детского рисунка отмечают, что рисунок ребенка – это его рассказ, выполненный в образной форме, который необходимо прочитать (Е.С.Романова, О.Ф.Потемкина). Для развития креативности не достаточно лишь создание условий и подбора материала для творчества и возможности действовать с ним. Необходима система творческих заданий.
Моя роль, как педагога, состоит в том, чтобы активно помогать каждому ребенку в развитии его творческих способностей. На своих занятиях я всегда поддерживаю идеи ребенка, их выражение, не смотря на их необычность и непосредственность (например, «Синее солнце»). Любые вопросы я выслушиваю и пытаюсь на них ответить, даже если они кажутся смешными и нелепыми. В отношениях с детьми я всегда оставляю пространство для самостоятельного познания, так как избыток помощи и опеки всегда затрудняет творчество.
Интересным, на мой взгляд, также оказывается соединение творческого музыкального движения, дети с восторгом выдумывают собственные движения. Они двигаются под музыку или размер стиха, они любят подражать движениям животных. Движения помогают ребенку ощутить характер, смену настроения, динамики, фактуры, дают возможность выразить свое восприятие музыки.

Влияние интегрированных музыкальных занятий
на характер детских рисунков.

Интегрированные занятия дают ряд примеров интересных цвето-звуковых соощущений у детей. Так, они с восхищением слушали и прекрасно запомнили сказочно – таинственную тему звездочета из вступления к опере «Золотой петушок» К.Римского – Корсакова. Мерцающее звучание арфы и колокольчиков вызвало у детей яркие образные ассоциации: «Как будто звездочки зажигаются». Эти звездочки появляются и в рисунках многих детей. Дети пятого года жизни легко улавливают связь между высокими звуками и светлыми красками и низкими, мрачными звуками и темными красками. После прослушивания фрагмента «Море» из оперы «Сказка о царе Салтане» К.Римского – Корсакова дети рисовали бушующие волны, используя темные оттенки цветовой гаммы, и обосновывали свой выбор тем, что темные краски передают глубокое, суровое, страшное море.
В рисунках дети передают и процесс развития музыкального образа. Можно сказать, что в процессе рисования они «живут» в музыке, воплощая ее динамичный характер.
Предлагая детям воплотить в рисунке ту или иную пьесу или фрагмент оперы (балета), я учитываю их возрастные возможности. Дети младшего дошкольного возраста еще не обладают такими умениями и навыками в изобразительной деятельности, как старшие дошкольники, им сложно нарисовать портрет или развернутый сюжет, поэтому я предлагаю им «нарисовать» музыку, передав ее настроение с помощью цвета, различных его сочетаний и оттенков.
Занятия, на которых дети «рисуют музыку» всегда являются для них праздником. Они создают особую приятную атмосферу. Дети, слушая музыку, и воплощая ее в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты.
В своей работе я преследовала цель – создание оптимальных условий для активизации у детей творческих импульсов, для создания радости творчества.
Главной моей задачей было не только дать детям знания, умения и навыки, предусмотренные программой, но и создать условия для развития креативности детей, используя различные формы взаимодействия.

Продукт творчества ребенка на разном возрастном этапе.
Прослушивания фрагмента «Море» из оперы «Сказка о царе Салтане» К.Римского – Корсакова:




Рисунок 2

Прослушивание отрывка «Утро» из оперы «Пер Гюнт» Э.Грига.










Рисунок 3.

Заключение.
Реализация данного курса музыкальных занятий позволяет добиваться положительных результатов:
 Появились ростки к придумыванию нестандартных, необычных идей и решений, появилась способность к разработке деталей в рисунках, появление сюжетов.
 Дети научились переносить навыки и умения, полученный на занятиях в повседневную жизнь, значительно повысился уровень мотивации к учебной деятельности.
 У детей появилась уникальная способность самостоятельно оценивать свою творческую продукцию.
 У детей преобладают положительные спонтанные реакции, эмоции, приподнятое настроение, чувство юмора.
 Повысился уровень связной речи, обогатился словарный запас.
 Дети научились работать в коллективе, у многих раскрылись лидерские способности, развилась эмпатия, дети приобрели чувство «мы», появилась уверенность, повысилась самооценка.
 Повысился уровень произвольных процессов, самоконтроля, а также уровень развития мелкой моторики.
 В рисунках детей стали преобладать яркие, светлые краски, дети научились выражать положительные эмоции через рисунок.

Литература:
1. Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись играя. Издательство «Фолио» , 1997.
2. Боровик Т. Пути педагогического творчества. Журнал «Музыкальный руководитель» №3, 2004.
3. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., «Флинта», 1998.
4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-н.-Д., изд-во Ростовского ун-та, 1983.
5. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей. Под ред. В.Н. Дружинина и В.Д. Шадрикова. М., «Наука», 1991.
6. Головачева И.Н., Власенко О.В. Окружающий мир и музыка. Учебно-игровые занятия для детей 4 – 6 лет. Издательство «Учитель» , 2007.
7. Дубравская Е.И. Ступеньки музыкального развития. Журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2000.
8. Жучкова Г.Н. Волшебная сила искусства. М.: Гном – пресс, 1997.
9. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М.: 1997.
10. Тарасова К. Новые программы и методики. Журнал «Музыкальный руководитель» №, 2004.
11. Тютюнникова Т.Э. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками».
12. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., «Флинта», 1997.
Просмотров: 1246 | Добавил: Музыканша | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела
Афиша первого корпуса [10]
Здесь вы можете посмотреть афишу праздников и развлечений в первом корпусе нашего "КОЛОСКА"
Афиша второго корпуса [0]
Здесь вы можете посмотреть афишу праздников и развлечений во втором корпусе нашего "КОЛОСКА"
Виртуальная гостинная [26]
Спрашивайте. Рассказывайте. Жалуйтесь. Предлагайте.

Календарь
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz